В каждом
городе Украины, даже не очень крупном, сегодня насчитывается по несколько
производителей кирпича, не говоря уже о городах-миллионниках, где их несколько
десятков. Экономический кризис многих заставил существенно свернуть производство,
а некоторых – вообще закрыться. Между тем, руководители успешных компаний этого
рынка уверены, что только предугадывание предпочтений покупателя позволило
им продолжать плодотворную работу и наращивать объемы производства кирпича

Падение производства и неразбериха
с ценами
Замедление
темпов продаж строительных материалов, которое началось в конце 2008 года
и продолжается поныне, не является исключением и для рынка кирпича
Украины. Еще с июля 2008 года ежемесячно объемы производства кирпичной
продукции в стране, по данным Госкомстата, сокращались
на 3–5 %. А к концу прошлого года, например, на ряде заводов
Винницкой и Полтавской областей объемы продаж кирпича снизились на 40–50 %.
Такая же ситуация была характерна и для большинства предприятий
и фирм-производителей других регионов. К середине 2009 года рынок немного
"оживился", однако говорить об окончании кризиса в отрасли еще
очень рано. Так, например, ООО "Лутугинский завод строительных материалов"
(Луганская обл.), который специализируется на производстве облицовочного кирпича,
снизил объемы производства продукции за январь-октябрь этого года на 47 %
по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Поэтому
сегодня для предприятий-производителей кирпича очень важно держать "руку
на пульсе" маркетинговых мероприятий, которые должны существенно улучшить
продвижение и объемы сбыта продукции.
Сложность
продаж отечественного кирпича в 2009 году имеет свою особенность
в сфере ценообразовании. Так, по мнению главы комиссии УСПП по вопросам
развития строительной отрасли Игоря Никитина, если за кризисное время практически
все стройматериалы подешевели на 15–20 %, то строительный кирпич
в Украине наоборот подорожал в среднем на 15 %. Объясняется
это явным повышением стоимости природного газа, который активно используется
в технологии производства кирпича – при его обжиге.
Хотя
следует отметить, что специалисты в этом вопросе не имеют общей точки
зрения. Так, по информации ООО "Альтком-Керам", в условиях ограниченного
спроса, несмотря на повышение цен на газ, производители облицовочного
кирпича вынуждены снижать цены на свою конечную продукцию. По данным этого
предприятия, с начала года кирпич подешевел на 10–15 % по сравнению
с концом 2008 года. А директор по маркетингу и продажам
ООО "Керамейя" Сергей Демченко считает, что производителям лицевого кирпича
приходится ныне снижать цены (в том числе используя и различные акционные программы)
до 30–40 %. Ясное дело, что стимулирование продаж в этом случае происходит,
однако и особой прибыли на таких акциях предприятия заработать
не могут. Но здесь уже каждый производитель должен, как говорят,
с калькулятором в руках просчитывать успешность акционных продаж.
Тем
не менее, отметим, что с нового 2010 года в Украине будут действовать
и новые цены на газ, которые, по мнению специалистов, на 20–25 %
будут выше нынешних. Это заставит производителей кирпича все-таки повысить цены
на свою конечную продукцию, ибо с заниженной ценой, как это происходит
в 2009 году, они попросту не выживут.
Следует
сказать, что и монолитно-каркасное строительство, которое нашло свое небывалое
оживление в докризисное время, также несколько "сократило" спрос
потребителей на кирпич.
Сезонность для малых и несезонность
для больших предприятий
Где
же сегодня производители разных видов кирпича могут найти свое применение?
Как они стимулируют спрос и продвигают свою продукцию к покупателю?
Для
кирпича характерна сезонность спроса. Традицонно пик продаж приходится на лето
и начало осени, и это было также характерно для кризисного 2009 года,
конечно в намного меньших объемах, чем это было, например, в 2007 году.
Тем не менее, многие крупные производители уверены, что сезонность для немелких
компаний носит довольно слабовыраженный характер. Такая тенденция подтвердилась
и в нынешнем году.
Это
отмечают в ООО "Альтком-Керам" (эксклюзивный дистрибутор кирпичного
завода "Альтком"). "Да, объемы рынка облицовочного кирпича заметно
уменьшились и составят в 2009 году, по нашим прогнозам, 150 млн
штук. Это в два раза меньше, чем мы планировали в начале этого года.
Однако таким крупным предприятиям, как наше, не характерна сезонность, поэтому,
имея штат высокопрофессиональных сотрудников по маркетингу, мы уверенно
продвигаем продукцию в любое время года", – отмечает директор департамента
продаж предприятия Михаил Лиокумович.
Конечно
же, малым производителям в этой ситуации работать гораздо сложнее, ведь они,
имея намного меньший ассортиментный ряд, не могут конкурировать с крупными
игроками рынка в "межсезонье".
Фактор "местности"
Известно,
что кирпич относится к ряду так называемых местных строительных материалов. Поэтому
предприятия по его производству, как правило, находятся в непосредственной
близости от строительных объектов. Ведь перевозка кирпича на большие расстояния
нерентабельна – кирпич в дороге может существенно испортиться,
да и транспортировать большие партии продукции на дальние расстояния
очень дорого. С одной стороны, этот фактор является сдерживающим для нахождения
новых рынков сбыта кирпичной продукции. Однако, с другой стороны, это делает
импортеров аналогичной продукции довольно слабыми конкурентами для отечественных
производителей. До кризиса многие европейские компании, имея достаточно средств,
хотели открыть на территории Украины совместные предприятия по производству
кирпича, но экономические трудности внесли в эти планы свои существенные
коррективы, и зарубежные фирмы отложили такие намерения до лучших времен.
Поэтому конкурировать "чисто" украинским предприятиям сегодня практически
не с кем.
Цена с формами нам также "на руку"
Руководителям
предприятий-производителей нужно использовать этот факт на выгоду себе
и активней находить сбыт. К тому же отличием украинской продукции
от европейской является более низкая цена на кирпич. Так, наша продукция
в 2,5–4 раза дешевле импортных аналогов. И еще один момент, который
просто "на лопатки" низвергает широкое применение импортной продукции
в Украине, – явное несовпадение геометрических форм и размеров отечественного
и европейского кирпича. Так, за рубежом применяются другие модули
в проектировании и строительстве. Вот почему часто возникают проблемы
при применении импортного кирпича в конструкции стен при постройке зданий
и сооружений в Украине.
Брать, прежде всего, цветовой гаммой
Как
считает директор департамента маркетинга ЗАО "СБК" Сергей Панченко, большинство
игроков рынка просто не были готовы к работе в условиях кризиса
и не смогли подготовить адекватные инструменты стимулирования спроса.
"У некоторых производителей система продвижения и продаж просто
не ориентирована на удовлетворение потребностей покупателей.
У "СБК" ситуация абсолютно иная. Так, статистика говорит о том, что
в период с марта по сентябрь 2009 года продажи облицовочного
кирпича в нашей компании росли ускоренными темпами и в пиковый период
продаж с июня по август составляли более 6 млн условных кирпичей.
А это неплохие показатели", – отмечает Сергей Панченко.
Прежде
всего, как считает главный маркетолог ЗАО "СБК", производитель должен
"брать" потребителя широкой цветовой гаммой кирпичной продукции, чем,
увы, сегодня могут похвастаться далеко не все предприятия. Так, марочность
остается долгие годы прежней, а вот в отношении цветности можно искать
самые разные варианты и перестраивать производство под нужды потребителя.
"Главная ошибка производителей кирпича, особенно в период кризиса, состоит
в том, что они пытаются продавать то, что могут произвести. А нужно внимательно
слушать своих нынешних и потенциальных клиентов и удовлетворять
их потребности (иногда даже предугадывая их). Здесь речь идет
и об увеличении ассортимента в смысле цветности продукции. Так, наша
компания добавляет в следующий сезон два новых цвета облицовочного кирпича
– светло-желтый (лимонный) и светло-бежевый (каппуччино)", – констатирует
Сергей Панченко.
Клинкерный кирпич нужно производить...
По
мнению представителя компании "Керамейя" Сергея Демченко (нужно отметить,
что не все учасники рынка с этим согласны), сегодня, для того чтобы выжить
в сложных условиях и найти потребителя, предприятия должны также развивать
производство клинкерного кирпича. "Этот вид кирпича занимает наивысший качественный
сегмент среди всех фасадных материалов. Еще совсем недавно Украина импортировала
этот вид кирпича, а уже сегодня сама активно развивает его производство.
И не без успеха. Ясно, что стоимость клинкерного кирпича, произведенного
в нашей стране, существенно ниже, чем импортных аналогов", – отмечает
Сергей Демченко.
По
его мнению, именно клинкерный кирпич сегодня с большим успехом можно применять
в малом строительстве – постройке дач, коттеджей, частных домов. Именно
в этой категории строительства деньги у заказчиков есть, и в период
кризиса их не стало меньше. В малом строительстве, как считает Сергей
Демченко, клинкерный кирпич востребован для облицовки фасада и цоколей,
а также обустройства прилегающей к дачам и домам территории. По мнению
специалиста, именно по этой причине нужно ожидать увеличения доли производства
клинкерного кирпича в 2010 году.
Тем
не менее, как считает Сергей Панченко ("СБК"), в настоящее время,
как и в ближайшем будущем, доля клинкерного кирпича на рынке облицовочных
материалов Украины будет оставаться весьма несущественной – не более 10 %
от общих объемов производства и продаж всего кирпича. "По моему мнению,
новые отечественные производители еще не достаточно стабильны при выпуске своей
продукции. Кроме того, при организации продаж своей продукции они пытаются действовать
традиционными методами, не уделяя внимания работе с потенциальными клиентами
и их запросами", – отмечает Сергей Панченко. В тоже время эксперт
говорит, что инвестиционными планами ЗАО "СБК" предусмотрено в ближайшие
три года строительство завода по производству клинкерного кирпича в Харькове.
Так что выходит, что этот вид кирпича все-таки играет все более значимую роль
в строительстве.
Опыт компании по ассортименту
и формам
Стоит
отметить, что, несмотря на спад в строительной отрасли, именно клинкер
помогает сегодня держаться предприятиям на плаву. И они предлагают
в это сложное время целый ряд интерсных новинок. Примером тому служит компания
"Керамейя". В этом году она приступила к производству и активной
продаже кирпича формата "половинка", который имеет широкий диапазон расцветок
и форм.
Также
компания весной начала выпуск фасонных изделий. Облицовочный кирпич такого качества
предназначен для кладки сложных форм. К ним можно отнести подоконники, арки, столбы,
заборы. Другим компаниям также будет интересен этот вид кирпича, ведь именно использование
его для кладки сложных форм чаще всего встречается при строительтсве коттеджей,
домов и дач. Они же, как мы писали выше, не прекращают строиться
даже в условиях кризиса.
С огнеупорами тоже не пропадем...
Несколько
слов необходимо сказать и об огнеупорном кирпиче. Так, по мнению
представителя компании UprasCapital, несмотря на риски для отечественного производства
огнеупоров, украинские предприятия сегодня имеют немало шансов существенно нарастить
объем производства этого вида кирпича и пережить тяжелые времена с наименьшими
потерями. Так, в первую очередь самыми "живучими" будут производители
шамотных огнеупоров. Они по цене являются наиболее дешевыми. С другой
стороны, производителям не нужно переживать по поводу конкуренции
с импортерами. Ведь ввоз такого вида огнеупоров из-за рубежа в Украину
просто экономически нецелесообразен.
Успех
каждого производителя кирпича сегодня прежде всего предопределен грамотным менеджментом
и в первую очередь личными качествами топ-менеджеров компаний. Как видно,
в сотрудничестве с маркетологами, при глубоком знании рынка и предпочтений
покупателя, производители кирпича могут найти незанятые ниши и выжить
в эпоху экономического кризиса.
Олег ГРОМОВ
bprice.com.ua
07.12.2009